Доступная среда

МКОУ

"Ниновская основная общеобразовательная школа"

Доступная среда

 

         

 

Программа «Доступная среда» в МБОУ "Ниновская ООШ" направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

Декларация о правах инвалидов (Резолюция 3447 Генеральной Ассамблеи ООН)

Конвенция о правах инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН)

Методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ

 

В образовательной организации специально оборудованные кабинеты и обьекты для проведения практических занятий отсутствуют

 

Об обьектах спорта

На территории школы имеется спортивная площадка для занятий физкультурой и проведении различных спортивных мероприятий. Специальных объектов спорта образовательная организация не имеет.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ - отсутствуют

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

    Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения инвалидов и лиц с ОВЗ на школьной территории предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие. Доступ в здание школы обеспечен в соответствии с конструктивными особенностями здания. В организации имеется входная группа без ступеней и пандусов, расширенные дверные проемы (широкие центральные входные двери, ширина рабочего полотна двустворчатой двери не менее 0,9 м).

    На данный момент в учреждении не обучаются дети-инвалиды по слуху и зрению, поэтому в МБОУ "Ниновская ООШ" не организовано дублирование звуковой и зрительной информации, дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, отсутствует сурдопереводчик (тифлосурдопереводчик). 

    Адаптированные лифты, поручни, специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения в соответствии с проектной документацией здания не предусмотрены.

Об условиях питания

  Отдельное меню для детей с ОВЗ и инвалидов не предусмотрено. Обучающие 1-4 классов обеспечены бесплатным горячим питанием из средств федерального, регионального ит местного бюджета: ссылка

 Об условиях охраны здоровья
   Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки.
   Медицинское обслуживаение учащихся с ОВЗ обеспечивается при сотрудничестве с ГБУЗ АО "Икряниская больница". В школе один раз в год обучающиеся проходят комплексную диагностику. Обследование всех учащихся школы врачами-специалистами позволяет оценить знания, умения, навыки учащихся в области здорового образа жизни.

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

    Все кабинеты школы оснащаны персональными комьютерами с выходом в Интернет. Выход в Интернет обеспечен оптово-волоконной связью (провайдер Ростелеком). Обеспечивается контент-фильтрация в целях ограничения доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу.
   Для учащихся с ОВЗ и инвалидов обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в библиотеке и кабинете информатики. В большинстве учебных кабинетов подключение к сети Интернет обеспечивается через беспроводную сеть. Сайт МБОУ «Ниновская ООШ» адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).

Об электронных образовательных ресурсах

Электронные образовательные ресурсы размещены в библиотеке и кабинете информатики, в которых есть выход в Интернет. Доступ для учащихся с ОВЗ и инвалидов предоставляется ежедневно с 8.00 до 15.00
    Наличие в школе доступа к сети Интернет позволяет использовать ЦОРы, размещенные на различных (сторонних) образовательных порталах и сайтах: 
ссылка

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют

В МБОУ "Ниновская ООШ" отсутствуют жилые помещения, общежитие, интернат, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. Стипендии не предоставляются.

Жизнь без границ

       Задумывались ли вы когда-нибудь, в утренней спешке торопливо пробегая мимо привычных городскому пейзажу фасадов домов, о том, что бесценный дар – крепкое здоровье, – данный нам от рождения, воспринимается нами как само собой разумеющееся, и только его утрата, а вместе с ней и невозможность реализовать задуманное, осуществить то, что было возможно ранее, просто жить полноценной и активной жизнью, заставляет оторваться от ежедневной суеты и по-новому посмотреть на проблему, которая стоит перед теми, кому каждый день приходится бороться не только с болезнью и ее последствиями, но и с неверием в положительный исход лечения, саму возможность излечения, неверием в свои силы, а порой и отчаянием.

       Темп жизни не оставляет времени обратить внимание на проблемы, которые, на первый взгляд, нас как будто и не касаются.

Уже стали привычными призывы о помощи с экранов телевизоров и мониторов компьютеров, со страниц многочисленных изданий о чужой беде; в метро и на улицах города взгляд вскользь пробегает по рекламным баннерам и плакатам, изредка остановившись на широко открытых миру, но таких печальных глазах детей. Детей-инвалидов.

Мы стали привычными, казалось бы, уже ко всему, даже к проблемам самых беззащитных и так нуждающихся в нашей помощи и защите – детей с ограниченными возможностями здоровья. Детей, для которых самые простые для здорового ребенка вещи – детский сад, школа, прогулка на велосипеде, катание на лыжах или коньках, посещение музыкальной или художественной школы, занятия в спортивной секции, даже обычные детские игры и шалости   – недоступны.

Цивилизованное общество выполняет свой долг перед стариками и детьми, инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, социально незащищенными и порой не вписывающимися со своими проблемами в это самое общество.

       Создание оптимальных условий для успешной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество таких людей относится к числу важнейших задач любого государства.

      А минимальный долг любого цивилизованного человека состоит в том, чтобы по возможности оказать посильную помощь людям, нуждающимся в ней.

     Но только ли нравственный долг и совесть являются ведущими мотивами в оказании помощи, заботы и поддержки другому человеку?

     Инвалидность у детей – это не только медицинская, но и социальная проблема, проблема неравных возможностей, возникших в связи с ограничениями в результате травмы или заболевания. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченном общении со сверстниками и взрослыми, с природой, в недоступности целого ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.       Ребенок-инвалид, как и его здоровые сверстники, имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Он может быть так же способен и талантлив, как и они, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

         Какими же должны быть условия для  получения ребенком-инвалидом качественного образования, всестороннего развития и социальной адаптации, так необходимых для реализации творческого и интеллектуального потенциала, его способностей и возможностей?

         Ведь прежде чем быть готовым к получению образования, прежде чем получить возможность жить активной и полноценной жизнью – посещать кружки, студии и даже спортивные секции наравне со сверстниками – ребенку-инвалиду  необходимо пройти долгий путь медицинской (лечебно-оздоровительной), психолого-педагогической и социальной реабилитации.

 

Федеральные  документы по организации обучения

детей с ОВЗ

 

      Приказ МОиН РФ от 19.12.2014 № 1598  «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»

      Об организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (публиковано 14.03.2017 г. на сайте МОиН РФ)

      Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

     Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов.

     Приказ Министерства образования и науки России «6» октября 2009 года №373 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с 1 января 2010 года.     

     Приказ Минобрнауки России №1643 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

      Письмо  Министерства образования и науки РФ от от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми–инвалидами»

     Письмо  Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

     Письмо МОиН РФ № 07-1317 "Об организации дистанционного образования детей-инвалидов"

     Сборник тренировочных материалов для подготовки к государственному выпускному экзамену по математике для обучающихся по образовательным программам основного общего образования (ГВЭ - 9 математика)

     Сборник тренировочных материалов для подготовки к государственному выпускному экзамену по русскому языку для обучающихся по образовательным программам основного общего образования (ГВЭ - 9 русский язык)

     Методические рекомендации по автоматизированной процедуре проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования в 2019 году

     Разъяснения ФГБНУ «ФИПИ» по вопросу организации изложения на ГВЭ-9 и ГВЭ-11 по русскому языку для следующих участников с ОВЗ: глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи 

    Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в российской федерации.» 2015 

    Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 10.08.2016) "О порядке и условиях признания лица инвалидом"

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н
"Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации"

      Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 N 288 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»

     Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 N 288 (ред. от 10.03.2009)«Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)  

 

Документы МБОУ "Ниновская ООШ"

      Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования

      Положение об индивидуальном обучении

      Положение об обучении детей - инвалидов

      Положение о рабочей программе для детей с ОВЗ

      Адаптированная основная общеобразовательная программа

      Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной ООП обучающихся с умственной отсталостью

      Положение об организации обучения учащихся с умственной осталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированным основным общеобразовательным программам

 

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

       Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

      В качестве основной цели  в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ  СОШ  с. Надеждино   рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

     Задачи:

 - обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

 - организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;

 - сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

 - создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей  учащихся с ОВЗ;

 - совершенствование системы кадрового обеспечения.

СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

в 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ

Всего учащихся

144

Всего учащихся с ОВЗ

4

Обучаются по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития в образовательной организации

1

 - из них обучаются на дому 

4

ФГОС для детей с ОВЗ

        Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

       Ребенок, каким бы он ни был - прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились, и стали активно развиваться в конце 60-х годов ХХ века. В нашей стране внедрению инклюзивного образования способствовали демократические преобразования начала 90-х годов.

      Первый термин, принятый в России для обозначения идеи включения детей с особенностями развития в сообщество обычных сверстников, был "интеграция". В последние годы в работах зарубежных ученых термин "интеграция" стал применяться для обозначения попыток механистического объединения детей, без учета всей специфики сопровождения этого процесса. Сейчас все чаще стали употреблять термин "инклюзия".

     Инклюзивное образование дает возможность всем детям с особенностями развития в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива, а также направлено на развитие у вех детей способностей, необходимых для общения.

               Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

      В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

      Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные  программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.

 

КАКИМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГАРАНТИРОВАНО ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ?

    Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.  

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

 

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 30.08.2013 Г. N 1015 Г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ»

    В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.  Первый заместитель Министра Н. Третьяк

 

РЕБЕНОК ЧАСТО БОЛЕЕТ, РЕГУЛЯРНО ПОСЕЩАТЬ ШКОЛУ НЕ МОЖЕТ. КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЭТОГО ПРЕДУСМОТРЕНЫ В ЗАКОНЕ?

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает две ситуации: семейное образование и обучение на дому.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 данного Федерального закона общее образование может быть получено в форме семейного образования. Согласно же ч. 3 ст. 17 рассматриваемого Федерального закона обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 

МОЖНО ЛИ ОСТАВИТЬ НА ПОВТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ПРИЧИНЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ?

    Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.

 

ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО РОДИТЕЛИ ПЕРЕВЕСТИ РЕБЕНКА ИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ В ОБЫЧНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ?

   Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).

 

РЕБЕНОК-ПЕРВОКЛАССНИК ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСВАИВАЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ. РОДИТЕЛИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОБСЛЕДОВАТЬ РЕБЕНКА НА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

   Если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства).

 

ПРАВА ВЫПУСКНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

   К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие

 

Дата последнего обновления страницы 23.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения